ЭТО МЫ - ПРОЕКТ О ЛЮДЯХ И ДЛЯ ЛЮДЕЙ. Интервью, в Абхазии, здоровье, семья, образование, культура, события. - ЛЮДИ - Хибла Мукба: «Успех не приходит сам по себе. Успех — это трудолюбие»

Хибла Мукба: «Успех не приходит сам по себе. Успех — это трудолюбие»

Хибла Мукба

Сегодня ее песни, неповторимый голос и манера исполнения узнаваемы. А когда-то она могла бы не продолжить заниматься музыкой, споткнувшись об яростные волны критики. Для многих она пример того, как нужно следовать своему любимому делу, преодолевая препятствия, невзгоды.

Хибла Мукба — автор и исполнитель, актриса и руководитель детской вокальной студии «ДоРеМи». С Хиблой мы встретились в абхазском театре (Абхазский государственный драматический театр имени С. Чанба).  Режиссер Мадина Аргун любезно предложила нам свой кабинет.

Я очень люблю… состояние, когда мне хорошо от того, что я сделала кому-то хорошо.

Я никогда… не сдамся.

Я не верю… в первое впечатление о человеке.

Я буду… улыбаться.

— Когда ты поняла, что хочешь заниматься музыкой?

— Музыка преследует меня с самого детства. Мой папа любил танцевать, всегда покупал музыкальные инструменты. Я до сих пор храню их в память об отце. Я тоже танцевала. Самостоятельно училась на инструментах. Будучи студенткой юридического факультета, продолжала танцевать в университетском ансамбле, потом танцевала в Государственном ансамбле песни и танца Абхазии три года. Но с детства я мечтала поступить в консерваторию. Очень хотела аккомпанировать Хибле Герзмава.

— А как ты пришла в театр?

— Я училась на втором курсе университета, когда увидела объявление о наборе. Одновременно шел набор к Софе Агумаа и в абхазский драматический театр. Сперва решила пойти к Софе Агумаа, но случайно проходя абхазский театр, я решила зайти и записаться. Помню я читала стихотворение на вступительном экзамене.

— А что за стихотворение ты читала?

— «Кычын иман ахэакэа».

Но ты еще не пела?

— Начала петь в 2006 году. Я услышала о конкурсе «Молодые голоса». Уже тогда мне пришлось уйти из ансамбля. Я считаю, что если закрывается одна дверь, то непременно откроется другая. На конкурсе выступила с авторской песней «Упырла», а вторая песня была из репертуара Земфиры. Впервые петь я вышла на сцену на конкурсе. Меня раскритиковали. Один из членов жюри сказал, что таких как я нельзя выпускать на сцену. Эти слова он не лично мне сказал, мне передали. Прошло много лет после этого. И однажды этот человек сказал мне: «Хибла, может напишешь мне песню».

Хибла Мукба

— Как ты восприняла критику?

— Было много критики. Принимала близко к сердцу все. Пыталась бурно реагировать. Но рядом были друзья, которые поддерживали, говорили не обращать внимание. Одна из них Мадина Аргун (режиссер абхазского Драмтеатра), считаю ее подарком жизни. Я не из известной или состоятельной семьи, поэтому приходилось доказывать, что я могу.

— Тебе не хотелось все бросить?

— Если говорить откровенно, моей профессией заниматься в нашей стране сложно. У меня большая любовь к своему делу, и потому занимаюсь своим любимым делом и по сей день.

— Чем занимаешься сейчас?

— Сейчас пишу новые песни. В ближайшее время выйдут две песни, одна из них в память об отце, а тему второй раскрывать не хочется. Очень много времени уделяю детям. В планах новые проекты, сольный концерт, но с эпидемиологической ситуацией все непонятно, поэтому все, что планировала отложено на неопределенный срок.

— У тебя было два сольных концерта с музыкантами. Есть ли отличия по твоим собственным ощущениям?

— В 2017 году был мой сольный с народными инструментами. Это был небольшой состав. Мне хотелось сделать что-то более масштабное. В 2019 году мы сыграли на концерте ко дню Победы с оркестром народных инструментов им. О. Хунцария. Я пела свою песню про Абхазию. Зрители так поддерживали. Мне понравилось, как все сложилось. Я сразу поняла, что у нас может получиться интересная концертная программа. И вот после концерта, я тут же подбежала к художественному руководителю оркестра и предложила сделать сольный концерт. «Давай!» — сказал Денис Арухаа. Я больше не переспрашивала и стала готовиться (смеется). Этот концерт прошел 8 марта в Русдраме. Посвятила его своей маме. Отличия были по звучанию и по репертуару. С оркестром было больше инструментов. Сольный концерт — это другое ощущение. Ведь зритель приходит на тебя. Ты рассказываешь ему свою историю. Он ловит каждое твое слово. Ты чувствуешь поддержку. Я благодарна каждому зрителю, кто приходит и поддерживает меня.

Хибла Мукба

— Ты поешь каждый день?

— Пою каждый день, но если скажу, что часами, то совру. Театр, занятия с детьми, ребенок, семья, на себя остается мало времени.

— Как ты пишешь?

— Раньше могла писать каждый день. Сейчас пишу песни для себя только тогда, когда приходит вдохновение. А оно приходит свыше. И я очень хорошо это ощущаю. Сажусь за инструмент, и песня рождается легко и просто.

— Имеет ли значение в каком ты настроении?

— Имеет. Песни рождаются от эмоций, а не от игры на фортепиано. Если тебе грустно, то пишутся грустные песни, и наоборот, если радостно — более жизнерадостные. Это если пишу себе. А если пишу кому-то, тут уже нет времени ждать вдохновения, я настраиваюсь на нужную волну, для того чтобы написать то, что хочет заказчик.

— Как уживаются два артиста?

— Никогда этого не боялась. В любой семье бывают бытовые неурядицы. Как артисты мы друг другу не мешаем, не завидуем. Мы поддерживаем друг друга. Я допустим, что-то написала, показываю ему. Авто угадывает сразу — песня «стрельнет» или нет. Если он говорит, что песня прикольная, то значит можно двигаться дальше. У нас с ним музыкальные вкусы разные. Мы поем вместе дуэтные песни, но не всегда мне или ему нравится то, что мы поем.

Хибла Мукба

— Что думает ваша дочь Кира о профессии своих родителей?

— К профессии родителей она благосклонна. У Киры есть слух и голос. Не потому что это мой ребенок. Ей уже семь с половиной, и это можно определить. Немного смущается, но думаю это пройдет. Сейчас она ходит в младшую группу моей студии «ДоРеМи», ей очень нравится. Дальше будет видно, захочет она заниматься этим делом или нет.

— Какие ошибки стали для тебя наибольшим уроком?

— Ошибки в отношениях с людьми. Наверное, надо быть более сдержанной, не всегда говорить все в лицо. Раньше я только так и делала. Я не могу улыбаться человеку, лучше скажу в лицо, хоть и знаю, что так многих можно потерять. Характер у меня непростой (смеется).

— Что для тебя главное в жизни?

— Жить в удовольствие, быть счастливой мамой, женой и человеком, занимающимся любимым делом.

— Ты считаешь, что трудности и сомнения — это двигатель к успеху?

— Да, если есть сомнения — это хорошо. Я не всегда довольна собой, поэтому я работаю. Только преодолев какие-то трудности, можно достичь результата.

Хибла Мукба

— А что такое успех?

— Успех не приходит сам по себе. Успех — это трудолюбие. Это результат твоего труда. Не нужно пользоваться успехом, его нужно оберегать.

— Жизнь — это сцена или сцена — это жизнь?

— Если говорить про театр, я, конечно, вживаюсь в роль. Как поется в моей песне «Хумарроуп» считаю, что жизнь тоже игра.

— Ты когда-нибудь говорила: «Я не смогу»?

— Нет, вслух никогда. У меня сомнения по поводу ролей в театре, исполнения песен сложных, главное потрудиться, постараться и все получится.

— Семья — это работа?

— Да, надо работать в семье, чтобы отношения были правильными. Я очень часто ловлю себя на мысли: «Молодец, Хибла!». Это непросто выстроить отношения. Тем более, если учитывать мой непростой характер.

— Если бы тебе пришлось выбирать, театр или музыка?

— Музыку не оставила бы, и театру я верна. Конечно, я не знаю, что ждет меня завтра. Если вдруг перед моей дочерью встанет выбор, откроются перспективы, то ради нее я готова буду бросить все.

— Тебе легко расставаться с людьми?

— Нет, нелегко. Я могу с ними не общаться, но отпустить не так просто.

— Как ты относишься сегодня к критике?

— Если она профессиональная, то да. Ее нужно принимать. Такая критика помогает расти, двигаться дальше. Умение правильно справляться с критикой – это важная составляющая профессионального роста. Я стараюсь разобраться, что именно заложено в этой критике, какой посыл. Принимаю то, что сказано лично мне, а не там, где-то, кому-то. На такую критику «профессионалов» я не реагирую.

Беседовала Инесса Лакоя